Творческая идея родилась не случайно. Игумения Параскева, настоятельница обители, несколько лет возглавляла рукодельную мастерскую в Киево-Покровском монастыре. Этот монастырь был духовной колыбелью матушки — в нем она прожила 23 года.

—  Я задумывалась об этом давно, — рассказывает матушка,    — еще тогда, когда я только приехала в Бобруйск. Но нахлынуло множество дел, которые нельзя было откладывать на потом. Главной задачей было строительство собора, и пришлось на время положить свою мечту на дно сундука (улыбается). 

В монастыре особенно важно то, что каждое дело делается с молитвой, что молитвенное пение заполняет собой «пространство» в процессе труда. Нет, конечно, за работой можно и побеседовать, и пошутить, но именно молитва особенно наполняет и дает силы. 

Сейчас мы понимаем, что людей нужно учить молиться. А, как известно, уча других, мы учимся и сами. 

Желающих, к счастью, оказалось достаточно. Среди них есть даже девочки-школьницы.

Пока мы знакомимся друг с другом, в процессе станет понятно, что и как будет получаться и у детей, и у взрослых. Возможно, в будущем организуем и мастер-классы специально для детей — было бы замечательно! Но сейчас моя мечта — сформировать «костяк» талантливых рукодельниц, а в будущем, возможно, и монастырские мастерские — вышивальную, реставрационную. 

Однако главное стремлений матушки — открыть будущим мастерицам, как прекрасен труд в монастырской ограде, труд с молитвой и любовью. Встреча, которая состоялась 3 февраля, началась с молитвословий перед началом всякого дела. Матушка Параскева рассказывала о том, что у рукодельниц есть немало небесных покровительниц, которые в своей жизни занимались подобными трудами. Как известно, даже Сама Матерь Божия с юных лет проводила время за рукоделием.

Как говорит Предание, Она с трех лет пребывала в Иерусалимском храме, где изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием – прядением, ткачеством и вышивкой. В «Протоевангелии Иакова», апокрифическом памятнике II в., сообщается, что Богородица достигла в этих работах большого искусства. В числе семи непорочных дев из рода Давидова Она была избрана для создания новой храмовой завесы. Считается, что именно эта завеса «раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51) в момент крестной смерти Спасителя. «Нешвенный» хитон, о котором метали жребий воины при Кресте Господнем, также соткала для Своего Сына Матерь Божия.

Особые помощники в рукоделиях есть и среди святых. Недавно (25 октября / 7 ноября) отмечалась память праведной Тавифы. В книге Апостольских деяний сказано, что эта ученица апостола Петра была «исполнена добрых дел и творила много милостынь», шила одежду для бедных женщин Иоппии. Когда Тавифа внезапно умерла, Петр воскресил ее, и многие в Иоппии уверовали в Господа (Деян. 9, 36-42).

Сегодня Иоппия – это Яффо, южный район Тель-Авива. С 1868 года здесь расположено подворье Русской духовной миссии с гробницей праведной Тавифы и храмом апостола Петра, освященном в 1894 году. Раньше в Палестину добирались морем. Прибывающие русские богомольцы останавливались в гостинице для паломников на этом подворье. Так что первыми встречали наших соотечественников на Святой земле апостол Петр и праведная Тавифа.

Вышивальщицы, особенно те, кто трудится для церкви – готовит храмовые облачения, литургические покровцы, облачения для священства – часто обращаются за помощью к преподобной Софии Суздальской (память 1/14 августа и 16/29 декабря).

Самой популярной покровительницей рукоделий на Руси была Параскева Пятница (память 10 ноября). В прежние времена в редком доме не было иконы этой святой. Ей молились о сохранении домашнего очага, семейном счастье и благополучии. Женщины просили помощи в домашних делах и чадородии, а девушки молились о хороших женихах. О широком почитании святой говорит множество сохранившихся икон. Самые ранние датируются началом XIV века. Параскева изображается как мученица в ярко-красном мафории с крестом в правой руке. Левая рука открыта по направлению к молящемуся (это т.н. «жест праведника»). Иногда в ней может быть сосуд, по-видимому, полный масла, как у премудрой девы (см. Притчу о десяти девах, Мф. 25, 1-13).

Первая группа уже набрана и готовится к началу занятий. Надеемся, что с помощью Божией труды начинающих рукодельниц принесут плоды — во всех смыслах слова!